Организация и развитие в России скоростных и высокоскоростных железных дорог со скоростью движения поездов до 250-300 км/час – одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед компанией «Российские железные дороги»
Еще в мае 2006 года в рамках реализации проекта «Организация скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург - Москва» ОАО «РЖД» был подписан договор с немецкой компанией Siemens о поставке восьми скоростных поездов типа Velaro RUS стоимостью 276 млн евро. В конструкцию поездов, рассчитаных на скорость движения 250 км/ч, изначально была заложена возможность модернизации, позволяющей эксплуатацию составов со скоростью до 330 км/ч.
Согласованные технические требования на поезда предусматривали создание надежного, энергоэффективного, безопасного и комфортного для пассажиров и обслуживающего персонала подвижного состава. Преимуществами этих поездов стала возможность интенсивной эксплуатации 16-18 часов в сутки с пробегом свыше 1450 км.
20 июля 2007 в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.
«Сапсан» – высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании «Сименс Транспортные Системы», способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. Поезд получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете - сапсана. Птица относится к семейству соколиных и разгоняется быстрее 322 км/ч или 90 м/с.
26 декабря 2008 года в Санкт-Петербурге презентовали первый высокоскоростной поезд «Сапсан». На существующей магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом поезда курсируют со скоростью до 250 км/ч. В конце 2009 года он повез первых пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, время в пути составило 3 часа 45 минут.
Технической базой для обслуживания «Сапсанов» стало моторвагонное депо Санкт-Петербург – Московское (Металлострой), на реализацию проекта реконструкции которого инвестировано порядка 3,6 млрд рублей.
В проекте реконструкции депо используется мировой опыт по эксплуатации высокоскоростных поездов, устанавливается уникальное немецкое оборудование, не имеющее аналогов в России. Проектом предусмотрен ряд технических решений, которые влияют не только на качество и удобство обслуживания, но и на технику безопасности проведения самих работ. Основной производственный комплекс оснащен современнейшими системами диагностики подвижного состава и передачи данных: подключаемые к поезду датчики моментально переводят данные на дисплеи. Вдоль путей расположены электранты, благодаря которым становится возможным подключение отдельных вагонов к питанию для проведения работ без использования контактной сети. Все 4-х уровневые площадки в стойловой части депо автоматизированы, передвигаются и регулируются для комфортного осуществления работ по обслуживанию скоростного поезда.