Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Исторический комплекс «Старинная железнодорожная станция Куженкино»

В сентябре 2018 года на Октябрьской железной дороге запущен первый в России регулярный паровозный маршрут на участке Бологое – Осташков. Проект стал результатом музеефикации объектов станции Куженкино, построенной в 1907 году для Бологое-Полоцкой железной дороги. Это целый комплекс деревянных железнодорожных построек: пассажирское здание, водонапорная башня на два бака, водокачка, путейский сарай, керосиновый погреб, пассажирский павильон на платформе, жилые казармы, гидроколонка для заправки паровозов водой, сторожка на переезде, две будки стрелочников и туалет (воен.– ретирада) для пассажиров III и IV классов. Куженкино - это не только железная дорога. Одноименный поселок, вблизи которого расположилась станция, был построен еще до Первой Мировой войны и многочисленные здания военного городка используются военным ведомством до сих пор.

 
Вокзал станции Куженкино представляет собой типовой образец пассажирского здания IV класса начала ХХ века. Здание выполнено в стиле модерн. Хорошо сохранились практически все элементы внешней отделки: кронштейны, поддерживающий вынос кровли, подлинные переплеты на фронтонах, висячие резные гирьки, башенка увенчанная шпилем с флюгером.

В ходе работы были воссозданы исторические интерьеры вокзала: багажное отделение, касса, помещение дежурного по станции, которое продолжает выполнять свою функцию, зал ожидания для пассажиров III-IV класса. В 2021 году по историческим чертежам был восстановлен интерьер зала ожидания для пассажиров I-II класса с буфетом. В экспозиции представлены как подлинные предметы - утермарковская печь с медной заслонкой, так и реконструированные по чертежам - стол, стулья, диван-скамья. В зале стоит буфетная стойка с антикварным самоваром и конторка с жалобной книгой. На стенах висят репродукции рекламных плакатов и карта железных дорог Российской империи. Фотовыставка рассказывает как отдыхали состоятельные пассажиры в ожидании поезда.

Концепцию зала разработала Межрегиональная общественная организация «Общество любителей железных дорог» на основе архивных исследований. Реконструкцию предметов проводили специалисты Октябрьской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений.

Помимо зала ожидания на станции можно увидеть комплекс станционных построек начала XX века: исторический кассовый зал, багажное отделение, керосиновый погреб и комнату дежурной по станции с жезловой системой связи, отреставрированных специалистами Октябрьской магистрали.


С мая 2021 года ретропоезд «Селигер» курсирует из Бологого в Осташков и обратно по субботам и воскресеньям. В составе ходят новые вагоны в стилистике 50-х годов ХХ века, изготовленные на Тверском вагоностроительном заводе по заказу Московско-Тверской пригородной пассажирской компании. Снаружи вагоны покрашены в исторический зеленый цвет, на них нанесено изображение герба Министерства путей сообщения СССР и надпись «Ретропоезд Селигер». Внутри стилизованные вагоны оборудованы современными удобствами для комфортной поездки: мягкими сиденьями с подлокотниками и откидными столиками, кондиционерами, биотуалетами, а также мультимедийной системой. В составе ретропоезда два вагона: один со стандартной планировкой на 60 мест, второй, предусмотренный для маломобильных пассажиров, на 45 мест.

8.jpg


На станции Куженкино во время получасовой остановки для пассажиров проводят бесплатную экскурсию по музейному комплексу «Старинная станция Куженкино». Также по прибытии на станцию паровоз становится на дозаправку водой и все желающие могут наблюдать за процессом, которому уже более 120 лет.

На станции Куженкино проводятся торжественные мероприятия с участием реконструкторов в исторических костюмах и небольшие театрализованные представления.