«Глубоко уверен, что железные дороги необходимы для России,
что они, можно сказать, выдуманы для нее более нежели для другой страны Европы,
что климат России и ее пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества».
П. П. Мельников
Октябрьская магистраль – старейшая дорога в сети железных дорог России. Расположенная на территории одиннадцати субъектов Федерации Октябрьская железная дорога обеспечивает снабжение оборудованием и сырьем, продовольствием и топливом весь Северо-Западный регион.
30 октября 1837 г.
Официальное открытие железной дороги на участке Санкт-Петербург - Царское Село. Автор проекта и руководитель строительства - чешский инженер Ф.А. Герстнер. Длина всей линии составляла 27,5 км и на ней предполагалось устроить 4 станции: Петербург, Московское шоссе, Царское Село, Павловск. Время следования составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч.
15 сентября 1841 г.
Проект железной дороги между Петербургом и Москвой, составленный профессорами института корпуса инженеров путей сообщения П.П. Мельниковым и Н.О. Крафтом, был представлен императору Николаю I. Дорога по протяженности значительно превосходила все существовавшие за рубежом магистрали. С учетом разъездов и станционных веток составила 652 км. Петербург- Московская дорога была задумана как двухколейная, с паровой тягой и скоростью движения пассажирских поездов 37,4 км/ч.
1 февраля 1842 г.
Императором Николаем I подписан Указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Общее руководство строительством поручалось ведомству путей сообщения.
16 августа 1851 г.
Из Петербурга в Москву прошли поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Спустя три дня проследовал императорский поезд.
1 ноября 1851 г.
Открыто регулярное движение по Петербурго – Московской железной дороге. В пределах магистрали было построено 184 моста, 69 труб и 19 путепроводов. Ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом было построено 121 грузовых и 43 пассажирских паровоза и более 2500 вагонов и платформ. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут.
8 сентября 1855 г.
Магистраль получила название «Николаевская железная дорога» в честь императора Николая I.
26 января 1857 г.
Издан указ о создании первой сети железных дорог России. Для ее сооружения образуется Главное общество Российских железных дорог.
15 декабря 1862 г.
На Петербурго-Варшавской железной дороге открыто регулярное движение поездов до Варшавы. Закончилось строительство, начатое еще 1851 году после подписания 15 февраля императором Николаем I указа о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой.
8 июня 1868 г.
Николаевская железная дорога передана в аренду Главному обществу Российских железных дорог сроком на 84 года.
11 сентября 1870 г.
Была введена в строй первая железная дорога в северном направлении Санкт-Петербург – Рихимяки – Финляндская железная дорога. Она строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.
22 октября 1870 г.
Открыта Балтийская железная дорога, соединившая Николаевскую железную дорогу с морскими портами на Балтийском море.
2 ноября 1871 г.
Открыта Приморская железная дорога. Длина ветви составила более 6 км, строительство велось за счет государства. В 1875 г. ветвь была передана в управление Обществу Сестрорецкой железной дороги. К 1894 году дорога имела несколько небольших линий: Новая Деревня - Сестрорецк, Раздельная - Лисий Нос, Новая Деревня - Озерки. В дальнейшем построен участок Сестрорецк – Дюны.
1893-94 гг.
При императоре Александре III Николаевская, Балтийская и Санкт-Петербурго – Варшавская железные дороги возвращены в казенное управление – переданы в ведение Министерства путей сообщения.
1897 г.
Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построена линия Бологое - Валдай - Старая Русса - Псков, протяженностью 375 км, связавшая ранее построенные линии Сонково - Бологое (1870) и Псково - Рижскую (1889). Образован широтный ход магистрали Сонково - Псков с выходом к Риге.
1901 г.
Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построило линию от Москвы до Виндавы (Вентспилса). Она стала вторым широтным ходом дороги.
1902 г.
Правительством принято решение о строительстве Олонецкой железной дороги на Петрозаводск как ответвление от строившейся тогда линии Санкт-Петербург – Вологда – Вятка.
1 августа 1904 г.
Открыто движение по железнодорожной линии Санкт-Петербург – Витебск.
1 января 1906 г.
Началось регулярное движение поездов по линии Обухово –Вологда – Вятка, включенной позднее в состав Николаевской железной дороги. Новая магистраль открыла путь прямым железнодорожным перевозкам от Санкт-Петербурга до Владивостока.
1 января 1907 г.
Постановлением министра путей сообщения Петербурго-Варшавская, Балтийская и Псково-Рижская железные дороги объединены в Северо-Западные железные дороги. Эксплутационная длина линий составила 2716,58 км.
3 ноября 1916 г.
Закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Линия, протяженностью более 1000 км, была построена за 1 год и 8 месяцев.
27 февраля 1923 г.
Приказом № 1313 наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую.
1 сентября 1929 г.
Северо-Западные железные дороги объединились с Октябрьской. Основные магистрали: Ленинград – Москва, Ленинград – Псков, Ленинград – Нарва слились в единое Управление Октябрьских железных дорог (с 1936 г. – Управление Октябрьской железной дороги).
1931 г.
Начал курсировать экспресс «Красная стрела». Он покрыл расстояние между Ленинградом и Москвой за рекордно короткий срок – 10 часов.
6 сентября 1933 г.
Электрифицирован первый участок Октябрьской железной дороги Ленинград – Ораниенбаум.
1935 г.
В январе, в память о заслугах выдающегося советского партийного деятеля С.М.Кирова в освоении Кольского полуострова, Мурманская железная дорога переименована в Кировскую, 7 ноября открылась первая очередь электрифицированного участка Кандалакша – Апатиты.
1940 г.
Изменены границы Октябрьской и Кировской железных дорог, в которые включены участки, отошедшие от Финляндии в результате окончания Советско-Финской войны. Постановлением СНК из части Октябрьской железной дороги организована Ленинградская железная дорога. 15 марта введен в эксплуатацию участок Петрозаводск – Суоярви, проложенный в 45-48 градусный мороз в течение 70 дней. Дорога была построена для улучшения транспортного обеспечения советских войск после неудачного начала боевых действий во время Советско-Финской войны.
Октябрь 1941 г. – апрель 1943 г.
Действовала легендарная «Дорога жизни» с ее железнодорожным участком Ленинград - Финляндский - Ладожское озеро.
Февраль 1943 г. – январь 1944 г.
Действовала легендарная «Дорога Победы».
1944 г.
Возобновлено движение на главном ходу Ленинград – Москва. 23 февраля прошли первые грузовые поезда, 20 марта вновь начал курсировать поезд «Красная стрела».
1948 г.
Открыта Детская железная дорога «Малая Октябрьская». Ее протяженность составляла более 8 км с 3 станциями: Кировская, Зоопарк и Озерная.
1950 г.
На Октябрьской дороге закончено восстановление разрушенных в ходе войны свыше 3,5 тыс. км путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс. км линий связи.
1951 г.
Создан новый Ленинград-Финляндский участок энергоснабжения и началось движение пригородных электропоездов на участке Ленинград – Зеленогорск.
1953 г.
Ленинградская, выведенная из состава Октябрьской в 1947 году, была вновь объединена с Октябрьской.
1959 г.
Октябрьская и Кировская железные дороги объединены в единую железную дорогу. Общая протяженность Октябрьской магистрали составила 8 тыс. км. На направлении Ленинград – Москва начался перевод на электрическую тягу всех видов движения – пригородного, пассажирского и грузового. На смену маневровым паровозам серии СВ стали поступать маневровые тепловозы ВМЭ1.
1962 г.
Линия Ленинград – Москва переведена на электротягу. 15 декабря на главном ходу Ленинград – Москва открылось регулярное движение пассажирских поездов с электровозами ЧС-1, ЧС-2, с конструктивной скоростью 160 км/час.
1965 г.
Впервые вышел на линию дневной экспресс Аврора, маршрутная скорость которого составила 130 км/час. В итоге только за 1958-1963 годы маршрутная скорость движения пассажирских поездов возросла с 72,3 до 130,4 км/час.
Март 1966 г.
На электровозе ЧС-2м-565 была достигнута скорость 200 км/час.
27 сентября 1967 г.
Введена в эксплуатацию система автоматического планирования поездной и грузовой работы на станции Ленинград-Сортировочный-Московский.
1975 г.
Завершена электрификация Ленинградского железнодорожного узла.
1984 г.
В Центральном железнодорожном бюро Ленинграда введен в эксплуатацию комплекс автоматизированной продажи билетов «Экспресс-2».
1 марта 1984 г.
Первый рейс высокоскоростного электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву.
22 ноября 1995 г.
«Комплексную реконструкцию линии Санкт-Петербург - Москва под скорости движения пассажирских поездов до 200 км/час выполнить в приоритетном порядке» Постановление Коллегии МПС РФ
1996 г.
Организовано движение скоростных контейнерных поездов между Санкт-Петербургом и Москвой, что обеспечило дороге важные конкурентные преимущества.
1997 г.
Открыта механизированная дистанция пути ПЧМ-Тосно, где сосредочена самая современная техника по обслуживанию и ремонту железнодорожных линий.
17 сентября 1999 г.
Освящение патриархом Алексием II Петропавловской церкви в Любани, воссозданной Октябрьской железной дорогой при поддержке МПС. Храм был сооружен в 1867 году на средства первого министра путей сообщения, выдающегося организатора и строителя отечественных железных дорог П.П.Мельникова.
Октябрь 2000 г.
Завершение первого этапа комплексной реконструкции линии Санкт-Петербург – Москва.
29 декабря 2000 г.
Открыто крупнейшее в Европе моторвагонное депо Металлострой, оснащенное современным оборудованием для обслуживания скоростных поездов и электроподвижного состава.
2001 г.
Завершена реконструкция главного хода Санкт-Петербург – Москва, осуществлено спрямление Веребьинского обхода, что позволило сократить время прохождения скоростных поездов на данном участке.
2003 г.
Реконструкция объектов Санкт-Петербургского узла к 300-летию города, открытие нового Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. Осуществлена электрификация участка Сумский Посад – Маленга (74 км), являющегося стыковым с Северной железной дорогой.
1 октября 2003 г.
Октябрьская железная дорога стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».