Усть-Лужский железнодорожный узел
Проект реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород делится на две части, одна из которых предполагает строительство и реконструкцию участков на подходах к порту, а вторая – строительство Усть-Лужского железнодорожного узла.
В строительстве и развитии Усть-Лужского железнодорожного узла применяются инновационные технологические решения в сфере ресурсосбережения, безопасности движения, малолюдных технологий и электронного документооборота. Ожидаемая технологическая и экономическая эффективность от реализации проекта будет выражаться в снижении себестоимости переработки одного вагона на 5%, энергоемкости технологических процессов на станции на 25% и в росте производительности труда на 20%. Площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла составляет 930 га, из них 270 га занимает строительство сортировочной системы станции Лужская. Общая протяженность путей внутри Усть-Лужского железнодорожного узла составит 315,57 км пути, из них главные пути - 106,8 км, приемоотправочные пути - 208,77 км. Общее количество стрелочных переводов составляет 611 комплектов.
Станция Лужская-Сортировочная уже сегодня является одной из крупнейших в России. Её строительство обусловлено необходимостью выполнения больших объемов маневровой работы на узле, обслуживающем порт. При проектировании станции заложены самые современные системы управления. Здесь построена уникальная сортировочная горка, перерабатывающая способность которой рассчитана на 5000 вагонов в сутки. Чтобы обеспечить столь высокую перерабатывающую способность, требуется соответствующее путевое развитие. Поэтому, в сортировочном парке уложено 44 сортировочных пути, а схема позволяет обеспечить возможность параллельного роспуска двух составов.
Сортировочная горка, оборудованная системой MSR-32 позволяет добиться максимальной автоматизации (без ограничения по роду груза) всех процессов на сортировочной горке, включая роспуск составов, управление стрелками, замедлителями и осаживателями. Принцип работы следующий: информация ото всех измерительных приборов и датчиков поступает в систему MSR-32, оттуда после обработки данных осуществляется управление горочным локомотивом, тормозными позициями и другими технологическими объектами. Наиболее важная информация о работе сортировочной горки, а также результаты формирования поездов будет передаваться в режиме реального времени на диспетчерский пункт. В России это первый опыт применения данного оборудования.
При реализации проекта большое внимание уделяется охране окружающей среды. Для этой цели на станции Лужская-Сортировочная строятся очистные сооружения. Кроме того, в рамках реализации проекта предусмотрена полная электрификация на участке Мга – Гатчина – Лужская всех ранее неэлектрифицированных и вновь построенных путей, что позволит обеспечить доставку грузов наиболее экологичным из существующих видов транспорта – электрической тягой.