Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Фирменный поезд № 1/2 «Красная стрела»

10 июня 1931 года. Именно эту дату принято считать днем рождения «Красной стрелы» – первого фирменного поезда России. Ее любят пассажиры за гостеприимство, комфорт и неизменную пунктуальность. Этот поезд недаром считается эталоном российских железных дорог, ведь обслуживают состав лучшие проводники страны, а сама «стрела»– изо дня в день, из рейса в рейс предоставляет пассажирам максимум возможных для этого вида транспорта удобств.

Все началось летом 1931 года, когда работники восьмого вагонного депо Ленинград-пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги сформировали новый состав. Его назвали «Красная» – значит, красивая – «стрела». Подготовке поезда в рейс уделялось особое внимание: для этого был создан специальный коллектив, в который входили слесари, осмотрщики, уборщиц. Во все времена работать на «стреле» было почетно и престижно.

По началу вагоны поезда были синего цвета. Идея перекрасить их в красный – под стать названию – пришла одному из первых начальников «стрелы» Александру Ивановичу Иванову. Это предложение одобрил министр путей сообщения, и по сей день «Красная стрела» легко узнаваема по своей окраске.

Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались работниками депо: верхние полки снимались и на их место вешались зеркала и красивые светильники. Отличалось, по сравнению с другими поездами, и съемное оборудование: к услугам пассажиров предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В то время вместо вагона-ресторана в поезде работало купе-буфет. Девушки-разносчицы ходили по составу и предлагали различные товары. В одном из вагонов был телефон, по которому можно было вести даже междугородние переговоры. Для этого на длительных стоянках в Бологое, Окуловке и Малой Вишере в составу подсоединяли специальный разъем.

Обширные планы по дальнейшему повышению уровня сервиса нарушила война. Уже через два дня после ее начала, 24 июня 1941 года, регулярное движение красного поезда было прервано. Для сохранения составов роскошного поезда, один из них поместили в «царский павильон» на Обводном канале, другой же, вместе с маленькими детьми, был эвакуирован на станцию Цирульск.

20 марта 1944 года в первый рейс после снятия блокады «Красную стрелу» провожали торжественно. Вести поезд, состоявший из 11 вагонов и передвижной пушки (на случай воздушного налета) поручили машинисту Волосюку и помощнику Петрову. Сопровождал состав и врач. Начальником поезда был Герой Социалистического Труда Кардаш, долгое время трудившийся на Дороге Жизни.

С 1996 года в поезде работает вагон-ресторан европейского класса. Обслуживанием пассажиров занимаются бригады компании «Вагрес»– старейшего предприятия, имеющего богатый опыт организации питания на колесах. В ресторане «стрелы» можно попробовать фирменные блюда: салат-коктейль «Вагрес», куриные грудки «Глория», запеченные с апельсинами, десерт «Фантазия», приготовленный из свежих экзотических фруктов и вина. А также отведать, например, запеченных с грибами крабов, форель, жареные с помидорами и петрушкой креветки или блинчики с осетровой икрой. А на десерт– печеные с медом яблоки. По желанию пассажира ужин будет доставлен ему в купе – специально обученный официант сервирует столик и разольет марочное вино в хрустальные бокалы.

До начала 90-х годов составы «Красной стрелы» были сформированы в основном из мягких спальных вагонов с двухместными купе, выпускавшимися ленинградским вагоностроительным заводом им. И.Е.Егорова. В пути следования пассажиры имели возможность принять душ. Индивидуальные кабины были расположены между двумя смежными купе. Существовали и вагоны класса «микст», в которых, наряду с двухместными купе, располагались четырехместные с плюшевыми полками и диванами. В них индивидуальный душ не предусматривался – он, один на половину вагона, размещался в увеличенной по площади туалетной комнате. С середины 60-х годов, наряду с «егоровскими», в составы поезда начали включать цельнометаллические купированные вагоны серии 47, выпускавшиеся вагонной промышленностью ГДР для Советского Союза.

Сегодня в «Красной стреле» обращаются вагоны только этой серии, двух типов: одни с четырех-, а другие с двухместными купе СВ.

За время своего существования «Красная стрела» не раз сокращала время нахождения в пути. Но даже в эпоху скоростного движения она преодолевает 650 километровый путь между двумя столицами за восемь с половиной часов. Вагоны подобного класса могут развивать скорость до 160 км/ч, но экспресс специально идет с замедлениями, чтобы пассажиры могли спокойно отдохнуть под стук колес, а утром, выпив чаю, отправиться по делам.

Сервис в этом поезде – один из лучших на российских железных дорогах. Например, постельное белье на «стреле» традиционно практически новое, максимум после третьей стирки. Потом его отправляют на другие, нефирменные поезда Октябрьской магистрали.

Именно на этом красном поезде, впервые в практике отечественных магистралей, в экспериментальном порядке было введено питание, включенное в стоимость билета. Так появились знакомые всем наборы-«ланчи», которые выдаются пассажирам в вагонах повышенной комфортности.

С каждым рейсом «Красная стрела» совершенствует уровень сервиса. Единственное, что было и остается неизменным, время отправления: 23:55 – за 5 минут до наступления нового дня. Его пассажиры встретят уже в дороге. Первый фирменный поезд России отправляется строго по расписанию.

В составе фирменного поезда Октябрьской железной дороги № 1/2 «Красная стрела» курсируют два VIP-вагона «бизнес-класса».

VIP-вагоны начали курсировать в составе главного фирменного поезда ОЖД в ещё марте 2004 года. Этот проект, который  реализовывался в рамках совместной деятельности ОЖД и ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», стал первым опытом сотрудничества в сфере пассажирских перевозок.

Комфортабельный вагон рассчитан на перевозку 8 пассажиров в 4-х купе, оборудованных санузлом (с душевой кабиной), имеет высокий уровень комфорта, улучшенное обслуживание и оригинальную планировку. В салоне вагона размещен бар.

Справка по оборудованию VIP-вагона, стоимости и переченю предоставляемых дополнительных услуг.

Интерьер купе разработан с учетом современных требований дизайна и эргономики. Для внутренней отделки помещений используются только экологически чистые материалы в т. ч. ценные породы дерева. За счет применения самых современных теплоизоляционных и шумопоглощающих материалов вагон имеет пониженный уровень шума. Система вентиляции обеспечивает подачу необходимого количества свежего воздуха, который проходит через систему очистки, а в зимнее время дополнительно подогревается. Установлена система кондиционирования воздуха и для холодного времени года, система отопления.

Каждое купе имеет нижний диван, который раскладывается в размер полутороспальной кровати, дополнительную откидывающуюся верхнюю спальную полку, трансформируемый столик, плоский экран жидкокристаллического телевизионного монитора (для просмотра VHS видеокассет или DVD-фильмов), VHS и CD-DVD проигрыватель, розетку 220 Вольт (для подключения любой бытовой аппаратуры, в т. ч. компьютера), кнопку вызова проводника, туалетную комнату с душевой кабиной, подогреваемым полом, экологически чистым туалетом вакуумного типа, позволяющим пользоваться им даже во время стоянки поезда» и сенсорным смесителем, из которого поступает вода, когда руки окажутся под краном.

В вагоне имеется уютный бар, где можно пообщаться с друзьями и попутчиками, послушать музыку, посмотреть видеофильмы и заказать алкогольные и прохладительные напитки, кофе, чай, закуски и легкие блюда.

Пассажирам предоставляются:

  • индивидуальный санитарно-гигиенический набор (косметичка упаковочная, расческа, рожок для обуви, влажная салфетка, одноразовый зубной набор, губка (мини) для обуви, тапочки в индивидуальной упаковке, бритвенный набор, швейный набор, шампунь в индивидуальной упаковке, кондиционер для волос, мыло в индивидуальной упаковке, гель для душа в индивидуальной упаковке, шапочка для душа в индивидуальной упаковке, мочалка в индивидуальной упаковке, банный халат в индивидуальной упаковке);
  • экипировка душа, туалета (туалетная бумага, бумажные полотенца для рук, мыло в индивидуальной упаковке);
  • пресса в ассортименте;
  • постельные принадлежности (пододеяльник, простынь, наволочка, полотенца (лицевое, банное и для ног);
  • кофейно-чайный набор в ассортименте: чай, кофе растворимый, сливки порционные, сахар порционный, мед в индивидуальной упаковке, джем в индивидуальной упаковке, торты, вафли, печенье, шоколад.

В вагоны не производится продажа льготных, воинских, групповых билетов. Не производится оплата по кредитным видам расчета, не осуществляется частичный возврат (по количеству мест, при остановке в пути следования). «Красная Стрела» на сайте РЖД