Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Основные вокзалы Северо-Запада

Фото

Города

Ленинградский 380

Москва (Ленинградский вокзал)

Ленинградский вокзал является старейшим железнодорожным вокзалом Москвы. Его проект готовил автор пассажирских зданий в обеих столицах – выдающийся архитектор К.А.Тон. Он был построен в 1849 году.

Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа дорогу опробовал сам государь император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными.

В 1855 году после восшествия на престол императора Александра II Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.

В феврале 1923 года приказом народного комиссара Ф.Э. Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, и Николаевский вокзал стал Октябрьским. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя вокзал сохраняет до сих пор. 

Тверь0380

Тверь

Пассажирское здание – вокзал станции Тверь, был построен в 1851 году по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязевича. Пассажирское здание на станции Тверь построено по островной системе, между двумя главными путями. Кирпич для строительства был изготовлен на Хвастовском заводе на р. Волга, цоколь выполнен из старицкой белокаменной плиты. В полукружье со стороны Москвы находилось отделение для кассирской выручки и багажа, со стороны Санкт Петербурга располагались Императорские комнаты.

Императорские комнаты предназначались для остановки лиц императорской фамилии во время движения по дороге. Первым почетным пассажиром дороги стал сам император, и 1 ноября 1851 года император Николай 1 проследовал из Петербурга в Москву с остановкой в Твери.

На сегодняшний день пассажирский терминал станции Тверь - крупнейший транспортно-пересадочный узел Твери и Тверской области. Среднесуточный пассажиропоток составляет порядка 11 тысяч человек, из них более половины - в сторону Москвы. 

Псков_380 ОЖД

Псков

Первое здание вокзала в Пскове появилось в 1858 году и предназначалось для организации работы станции на линии Санкт-Петербург – Варшава.

10 февраля 1859 года в Псков прибыл первый пассажирский поезд из Санкт-Петербурга. В этом же году французским инженером Пирелем был составлен проект станции, а в 1860 году начато строительство нового каменного здания вокзала – по прошествии трех лет строительство было завершено, и Псковский железнодорожный вокзал распахнул свои двери для пассажиров. Это было одно из первых зданий в Пскове, построенное в эклектичном стиле и инкрустированное декоративными элементами классицизма и ренессанса.

Псковский вокзал является свидетелем ключевых исторических событий в России: в 1858 и 1859 годах здесь бывал император Александр II, в 1900 году – Владимир Ленин, в 1905 году на территории вокзала проходили революционные выступления рабочих, а в ночь со 2 на 3 марта 1917 года в вагоне-салоне императорского поезда, стоявшего на привокзальных путях, Николай II отрёкся от престола, что ознаменовало конец эпохи правления династии Романовых в России.

великие луки 380

Великие Луки

28 сентября 1901 года через станцию Великие Луки прошел первый пассажирский поезд. Тогда вокзал представлял собой одноэтажное деревянное здание, выкрашенное серой краской.

В 1907 году построили другое, каменное здание красивой архитектуры и с обширными залами. Вокзал был построен по типу островных: с обеих сторон его соорудили длинные и широкие платформы. Связано это было с проведением второй железнодорожной ветки, проходящей через станцию, – Бологое – Полоцк и, как следствие, увеличением числа пассажиров.

Полностью разрушенное во время Великой Отечественной войны здание вокзала было восстановлено в первоначальном виде в 1946 году. В 1960-х годах вокзал был капитально перестроен – увеличена площадь с восточной и южной сторон здания, возведен второй этаж.

 

Выборг_380

Выборг

Железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три рождения. Он последовательно представал перед жителями и гостями города в деревянном, гранитном и советском образах.

Первое здание было построено в 1869 году к открытию железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Гельсингфорс. Он простоял 40 лет.

В 1913 году по проекту финских архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезеллиуса было построено новое каменное здание вокзала. С обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитектором были установлены скульптуры медведей.

К сожалению, историческое здание вокзала, построенное в 1913 году, было уничтожено во время Второй мировой войны. Нынешнее здание вокзала было возведено уже в советский период и представляет собой типичный образец вокзальной архитектуры провинциального сталинского ампира.

Новогород на Волхове_380

Великий Новгород

Самый первый железнодорожный вокзал Великого Новгорода был построен на средства состоятельного петербургского купца А.И. Варгунина. Здание было деревянным с каменной средней частью.

В годы Великой Отечественной войны город был почти полностью разрушен, сгорело и одноэтажное деревянное здание вокзала. После войны в 1945 году был проведен конкурс на лучший проект нового новгородского вокзала. Победителем конкурса стал доктор архитектуры, профессор И.Г. Явейн, по проектам которого в России было построено больше сотни вокзалов.

21 января 1953 года открыт новый вокзал. Задуман он был как "ворота города", как собирательный образ древнего Новгорода, соединяющий в себе архитектуру новгородских звонниц, белых Врат, монастырских стен с рельефами ладьи и Александра Невского-воителя.

Петрозаводск 380

Петрозаводск

Первый пассажирский вокзал станции Петрозаводск был построен из бревна без обшивки, второй – в стиле "пролетарской классики". Позже было принято решение перенести вокзал в центр города.

Современный вокзальный комплекс с 17-метровым шпилем был построен в 1955 году по проекту ленинградского архитектора В. Ципулина в традициях позднего неоклассицизма. Железнодорожный вокзал размещен на перепаде рельефа при значительной разнице в уровнях привокзальной площади и перрона. Центральный ризалит представляет собой своеобразный портал - ворота города, а боковые ризалиты напоминают кордегардии - караульные помещения, характерные для оформления въездов в города эпохи классицизма 18-19 веков.

Вокзал остается не только главными воротами Петрозаводска, но и одной из основных архитектурных достопримечательностей Республики Карелия и символом ее столицы. 

Мурманск_380

Мурманск

Самое первое специализированное вокзальное сооружение было построено в Мурманске в год основания города – в 1916, затем, после пожара в 1923 году, был построен новый вокзал, но его деревянное здание также не сохранилось.

Существующее ныне здание вокзала Мурманск с куполом было построено в 1954 году по проекту архитектора Н.Ф. Шимбаревича. В 1959 году при помощи вертолета был установлен 15-метровый шпиль со звездой.

Операцию по установке шпиля выполнил экипаж вертолета Г. Строева и В. Кривенко, причем за блестящее выполнение задания вертолетчики были награждены золотой звездой "Герой социалистического труда". Шпиль с красной звездой сохранился до нашего времени.

В 1961 году к зданию были пристроены корпуса. 

Волхов 380

Волховстрой

Станция Волховстрой до 1934 года называлась Званка и была построена во время прокладки железной дороги Петербург – Вологда в 1904 году. Вокзалы на станциях IV класса строились деревянными и подразделялись на два типа: с буфетами и без. Все они имели каменные фундаменты, снаружи были обшиты тесом и снабжены железными кровлями. На всех станциях были устроены почтовые помещения.

В 1916 году от Званки была проложена железнодорожная линия до Мурманска.

Железнодорожный вокзал ст. Волховстрой был простроен в 1952 году, а в 1998 году вокзал приобрел свой нынешний облик. Площадь вокзала более 2000 кв. м и он располагает всем необходимым для комфорта и безопасности пассажиров.

На территории вокзала Волховстрой-1 расположен паровоз-памятник "Эу 708-64", который в годы Великой Отечественной войны доставил первый после прорыва блокады поезд с "большой земли" в осажденный Ленинград.

Калининград 380

Калининград

Железнодорожный вокзал "Калининград-Южный" является основным железнодорожным комплексом города, он обслуживает как поезда дальнего следования, так и пригородные электрички. Еще в Кёнигсберге изначально были только частные вокзалы, которые находились в разных частях города. В 1920 году началось строительство Главного вокзала. Торжественное открытие состоялось через девять лет, в сентябре 1929 года.

Строительство проходило по проекту архитектора Корнелиуса. Строение выполнено из кирпича с использованием железобетонных конструкций. Фасад здания украшает статуя древнего бога, сдерживающего рвущегося коня, которую создал Герман Брахерт . Холл вокзального комплекса переходит в тоннели, ведущие к платформам, для них была создана искусственная насыпь, поднимающаяся на шесть метров выше уровня улицы.

Во время Великой Отечественной войны вокзал не прекращал свою работу, но в апреле 1945 года во время бомбардировки английской авиацией и уличных боев здание вокзала пострадало. После войны были проведены работы по восстановлению здания, которому был возвращен первоначальный вид.