Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Республика Карелия

строители дорогиВ начале войны врагу удалось перерезать линию на участках Лодейное поле – Свирь и Петрозаводск – Масельская. Но, несмотря на это, Кировская (ныне Октябрьская) магистраль действовала. Управление дороги перебазировалось в Беломорск, на станцию Сорокская, организовав центр руководства движением на важном направлении Мурманск – Москва. Руководство дороги, опираясь на помощь ЦК компартии республики, приняло все меры для быстрого завершения строительства железнодорожной линии Сорокская – Обозерская. Настоящий подвиг совершили коллективы строительных организаций и железнодорожников. Они за три месяца закончили строительство, организовали движение и нормальную эксплуатацию всей 350-километровой трассы, проходившей по необжитой болотистой местности. С этого времени все снабжение войск Карельского фронта осуществлялось по новой ветке. Эшелоны шли один за другим. Везли танки, орудия, продовольствие. По линии Сорокская – Обозерская в Россию шел ленд-лиз. Новая железнодорожная линия внесла неоценимый вклад в победу Советского Союза над фашистской Германией!

В 1941 году на Сорокско – Обозерскую линию были направлены железнодорожники со всех эвакуированных участков Сортавальского и Петрозаводского отделений. Особенно трудные задачи выпали на долю путейцев. Состояние пути было плохое – в дождливое время из-под шпал выбрасывались целые фонтаны жидкой глины. Днем и ночью путейцы после прохода поездов исправляли пути. Для погрузки балласта были открыты семь карьеров, но только в трех имелись экскаваторы, в остальных погрузка производилась вручную. К концу года путейцы вывезли и уложили в пути 534 тысячи кубометров балласта, что дало возможность повысить скорость движения поездов до 35 километров в час. Это была большая трудовая победа. Но все же пропускная способность линии была намного меньше, чем на главном ходу – от Сорокской до Мурманска. Чтобы устранить диспропорцию, необходимо было увеличить скорости на лимитирующих перегонах, развить путевое хозяйство станций и уложить более 20 километров новых путей. Эти работы Кировская дорога выполнила в 1942 году. Сорокско – Обозерская линия стала справляться не только с воинскими и импортными перевозками, но и стимулировала деятельность Онежского порта и рост погрузки лесных грузов. Гордимся трудовым подвигом железнодорожников и будем помнить!

29 июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК Всесоюзной коммунистической партии большевиков обратились с директивным письмом к партиям и советским организациям прифронтовых областей, призывая перестроить всю работу на военный лад, организовать всестороннюю помощь фронту и всемерно увеличивать военное производство. Кировская (ныне Октябрьская) дорога быстро перешла на военный график и оказывала большую материальную помощь фронту. Было построено 19 бронеплощадок, одето в броню 7 паровозов, оборудован поезд-баня для бойцов и командиров Карельского фронта. По заданию ЦК Компартии республики и железнодорожных мастерских было освоено изготовление минометов и мин, ремонтировалась военная техника.

2 июля 1941 года начались бои на петрозаводском и олонецком направлениях, где финским армиям предписывалось захватить южную часть Карелии и выйти на соединение с немецко-фашистскими войсками в районе Свири. Прибывшая на Кировскую (ныне Октябрьскую) железную дорогу сводная колонна головного ремонтно-восстановительного поезда (Горема-3) получила задание совместно с взводом подрывников из железнодорожного батальона приступить к разрушению железнодорожного пути по станции Яккима в сторону Маткаселька – Янисьярви. Однако во время налета вражеских самолетов путеразрушитель вышел из строя. За сутки горемовцы сумели сделать новый. Он представлял собой петлю, согнутую из трех рельсов и снабженную вагонной стяжкой для прицепки к паровозу. Такая петля подводилась под рельсовые нити и при движении изгибала рельсы, отрывая их от шпал. 

Уже в первые месяцы войны на железнодорожных участках северной Карелии действовали советские бронепоезда. Отдельный бронепоезд № 27 войск НКВД сражался на самом северном участке Кировской железной дороги. С 1 по 10 августа 1941 года бронепоезд прикрывал участок железной дороги между станциями Полярный круг и Энгозеро. 4 августа при сопровождении санитарного поезда 14-й армии на перегоне Боярская — Амбарный подвергся нападению четырех вражеских бомбардировщиков, сбросивших фугасные и зажигательные бомбы. С нескольких заходов они обстреляли санитарный состав из пушек и пулеметов. Загорелись четыре вагона. Бронепоезд № 27 открыл огонь по вражеским самолетам, не давая им возможности приблизиться к горящему поезду. Под огнем личный состав бронепоезда отцеплял горевшие вагоны и выносил из них раненых бойцов.

В 1941 году бронепоездами, входившими в подчинение командира 23-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог, на подступах к Ленинграду и в Карелии было проведено 184 боя и огневых налета по расположению частей противника. Бойцы и командиры бронепоезда стойко сражались с врагом. Как только командир бронепоезда подавал команду "Огонь!", дежурный машинист приводил в действие автотормоза – состав оставался на месте, при этом значительно увеличивалась точность артиллерийского огня. 24 июня 1945 года в составе сводного полка Карельского фронта по Красной площади прошли участники Парада Победы: командир бронепоезда № 639 старший лейтенант И. М. Довженко и старший машинист П. К. Мялицын.