Тверская область
Уже в октябре 1941 года в обороне советских войск на Калининском направлении образовался разрыв шириной до 800 км, в этот разрыв немецко-фашистское командование направило 3-ю танковую группу и значительные силы 9-й армии.
14 октября противник захватил город Калинин. В тот же день вечером отличился расчет сержанта Епанчи, который сумел остановить продвижение немецких танков по Тверецкому мосту. 17 октября в оккупированный немцами Калинин ворвался советский танк Т-34, который с боем прошел через весь город и вышел в расположение советских войск в районе деревни Власьево. В этот же день был создан Калининский фронт под командованием генерала Конева.
5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. 16 декабря город Калинин был полностью освобожден войсками 31-й и 29-й армий.
С 5 по 16 декабря 1941 года войска Калининского фронта уничтожили свыше 7 тысяч солдат и офицеров противника, 11 танков, 220 автомашин, 61 орудие, 55 минометов. Победа под Калинином досталась дорогой ценой: погибло свыше 20 тысяч бойцов Красной Армии. Вечная память героям!
В городе было разрушено 7714 зданий, свыше 500 тысяч квадратных метров жилой площади, что составляло 56% жилого фонда. Свыше 70 предприятий города было выведено из строя.
До дня освобождения 3 марта 1943 года города Ржева, город Калинин подвергался систематическим налетам немецкой авиации. 19 марта 1942 года в небе над Калинином погиб летчик-истребитель Евгений Иванович Пичугин, совершив в воздушном бою таран фашистского самолета. Ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Город вышел из прифронтовой полосы, и началось нелегкое время восстановительных работ, сменившееся подъемом промышленного строительства.
Город Ржев был одним из самых известных городов-фронтов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В историю города записаны имена железнодорожников, которые с честью выполняли свой долг, проявляя высокий профессионализм. Они навечно останутся в наших сердцах! Гордимся и помним!
Ржев помнит славный подвиг железнодорожников в 1943 году на разъезде Мелихово. Тогда вблизи состава с боеприпасами разорвался снаряд, и, обжигая руки, железнодорожники расцепили вагоны и отогнали часть из них в безопасное место.
Неоценимую помощь фронту оказывали своим самоотверженным трудом железнодорожники прифронтовой полосы – коллектив военно-эксплуатационного отделения № 109.
Работники шли вслед за бойцами, восстанавливали разрушенное немцами железнодорожное хозяйство, отвозили на фронт солдат, доставляли технику, боеприпасы, продовольствие.
Из пяти созданных в те дни партизанских отрядов самым крупным был отряд, сформированный из работников железной дороги. За мужество и отвагу, проявленную в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР наградил участников Ржевского подполья.
Гордимся и помним!