9.jpg

  • Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников требовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения. Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на 44 железных дорогах на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения 23 июня 1941 года.
  • Осенью 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам страны.
  • Железнодорожники Октябрьской магистрали глубоко чтят подвиг отцов и дедов, выстоявших в тяжёлых военных испытаниях и освободивших Родину и мир от нацизма. Уроки той страшной войны – не подвластны времени. Память о войне будет жить вечно!
  • Для повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена «живая блокировка» - через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда.
  • Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуируя людей и материальные ценности из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дроги стали связующим звеном между фронтом и тылом.
  • Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 миллиона тонн.
  • В первые же часы войны перед Наркоматом путей сообщения и работниками железных дорог встали сложнейшие задачи. Прежде всего, требовалось обеспечить быстрейшую доставку воинских соединений и частей в соответствии с планами Генерального штаба Красной Армии, мобилизовать всех железнодорожников на самоотверженную работу, чтобы полностью удовлетворить потребности тыла и фронта в перевозках.
  • На всех крупных железнодорожных узлах и предприятиях формировались боевые дружины народного ополчения. Работу по созданию отрядов народного ополчения проводили партийные и профсоюзные организации, они же привлекали железнодорожников и членов их семей к строительству бомбоубежищ, создавали добровольные пожарные дружины. С помощью спортивных организаций готовили лыжников, гранатометчиков, радистов. Брали шефство над госпиталями и санитарными поездами.
  • На узловых станциях железных дорог работали эвакуационные пункты. Они принимали и отправляли эшелоны с людьми, организовывали их питание и медицинское обслуживание. Цепь таких пунктов протянулась на тысячи километров от прифронтовых железнодорожных станций юга и запада страны до Восточной Сибири, Казахстана и Средней Азии.
  • Железнодорожники эвакуировались в последнюю очередь, когда все, что можно вывезти, было уже отправлено в тыл. Нередко уходили, когда уже шел бой за станцию, узел. Воины-железнодорожники, принимавшие участие в демонтаже и отгрузке транспортного оборудования, как правило, покидали станции точно перед тем, как враг занимал их. Железнодорожники устанавливали заграждения на дорогах, взрывали мосты, разрушали пути, приводили в негодность устройства, которые не удалось эвакуировать. Железнодорожники – военные и гражданские, с самого начала эвакуации действовали смело, мужественно, нередко геройски.
  • По железным дорогам, несмотря на частые вражеские бомбардировки, обеспечивалась доставка всего необходимого для снабжения Красной Армии. В августе-сентябре 1941 года только пять дорог Октябрьская, Московско-Киевская, Западная, Калининская и имени Феликса Эдмундовича Дзержинского – приняли около 205 тысяч вагонов с воинскими грузами, из них 110 тысяч оперативных и 95 снабженческих, то есть примерно треть сетевой выгрузки воинских грузов. Эти дороги отправили 250 тысяч вагонов, в том числе 163 тысячи с воинскими и 93 тысячи с эвакуационными грузами и населением.
  • В годы Великой Отечественной войны с огромным напряжением трудились работники лечебных учреждений железнодорожного транспорта. В прифронтовых районах они круглосуточно оказывали медицинскую помощь. В эшелонах эвакуируемых предприятий, учреждений и населения были организованы санитарно-медицинские посты. Вся лечебная сеть железнодорожного транспорта тесно взаимодействовала с военно-медицинской службой Красной Армии. В железнодорожные лечебные учреждения госпитализировали раненых и больных из эвакуированного населения.
  • С первых же дней на санитарные учреждения железнодорожного транспорта легла большая нагрузка. Проводилась активная работа по предупреждению и ликвидации инфекционных болезней силами железнодорожных санитарных и медицинских учреждений, оказывалась необходимая лечебная помощь на местах. Создавались дезинфекционные станции, изоляционно-пропускные пункты, санитарно-дезинфекционные поезда и дезинфекционные отряды.
  • За время Великой Отечественной войны перевезено 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно 4 раза обернуть по экватору всю Землю. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
  • Во время оборонительных боев под Москвой под воинские перевозки было подано 333,5 тысяч вагонов.
  • В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевезли целые армии в полном составе.
  • 2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
  • В эвакуацию силами железнодорожников были вывезены 18 миллионов человек. Для этого потребовалось более 1,5 миллионов вагонов.
  • С июня по декабрь 1941 года на объекты прифронтовых железных дорог вражеская авиация совершила около 6 тысяч воздушных налетов. В годы войны было уничтожено 16 тысяч паровозов.
  • В военное время железнодорожники восстановили 120 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч малых и около 3 тысяч больших мостов.
  • В годы войны доля молодежи (до 25 лет) на железнодорожном транспорте составляла 32% (в том числе, в паровозной службе - 34,3%, в вагонной - 39,3%).